Народный календарь: после Пасхи- традиции и обычаи первой недели
Первая неделя после Пасхи — особенная, у нас говорят так: «Першы дзень пiрагi маюць, сярэднi дзень пагуляюць, а паследнi дзень — выпраўляюць». При этом еще добавляли: «Святое Вялiчка ды гуляць вялiць».
Второй день после Пасхи называют «Вялiкiм панядзелкам». Согласно приметам дождь в этот день обещал, что куст калины, который растет почти у каждой калитки, будет весь в цветах, а в свою пору покроется крупными и яркими гроздьями.
На этой неделе большим грехом считается ссориться между собой, гневаться, сквернословить, вся она — только для добрых дел. Начиная со второго дня принято наносить визиты друг другу поочередно, как говорят: «Ад суседа да суседа, i ў кампанii з другiмi», и так продолжается до самой «Велiкоднай суботы».
Третий день считается «праведачным да сваякоў». Непременно нужно было посетить тех родственников, у кого достаток в семье меньше, тех, кто нуждается в помощи и поддержке, как в моральной, так и в материальной. В «паслявелiкодную» пору люди стремились быть особенно щедрыми и милосердными. С давних веков у нас живет вера, что от «Вялiкадня» до Вознесения («Ушэсця») Иисус Христос ходит по земле в облике нищего, и никто не отважится в этот период отказать тем, кто обращается с просьбой о какой бы то ни было помощи. В некоторых регионах (центральной и южной Минщине) именно на Пасху и на Пасхальной неделе ходили проведывать предков на родные могилы. Обычай этот живет и поныне.
В «Велiкодную» субботу поступают так же, как и в первый день главного праздника. Рано утром разговляются яйцом, при этом приговаривают: «Яйкам адгавелiсь, яйкам i закончым».
По давним правилам всю неделю со стола не убирается все «свянцонае, велiкоднае», а это те самые «прысмакi», которыми мы столь знамениты: самая разная «духмяная вяндлiна», различная «квашанiна». И стоит вся эта «смаката» на «святочным абрусе».
А что же со «сцiплымi прысвяткамi»? Так, на 24 апреля приходится Антип, который у всех восточных славян считается избавителем от зубной боли.
25 апреля идет Василий, считается, что этот день — начало того тепла, которое после весенних дождей уже по‑настоящему полностью прогревает землю, как говорят в народе, «парыць», «распаривает» ее для будущего урожая.